Неточные совпадения
Павла никакого
религиозного значения не имеют, их
характер чисто исторический и относительный, вызванный положением христиан в Римской империи.
В России в силу
религиозного ее
характера, всегда устремленного к абсолютному и конечному, человеческое начало не может раскрыться в форме гуманизма, т. е. безрелигиозно.
Для моего
религиозного чувства и сознания неприемлемы и те элементы самого Евангелия, которые носят судебный, карательный
характер и устрашают адом.
Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического,
религиозного, мистического
характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении.
Она была своеобразный и интересный человек, очень красива, с сильным
характером, глубоко
религиозная в типе библейско-протестантском.
На этих собраниях выяснилось основное единство во Христе и вместе различие типов
религиозной мысли и
характеров духовности.
Я никогда не претендовал на церковный
характер моей
религиозной мысли.
Католики и протестанты интересовались выяснением
религиозного типа православия и
характером религиозной мысли, раскрывающейся на почве православия.
Мои
религиозные переживания носили иной
характер.
Для них тема социальная приобретала
характер темы
религиозной.
Но оригинальной особенностью русской
религиозной и философской мысли нужно признать ее тоталитарный
характер, ее искание целостности.
Русская литература будет носить моральный
характер, более чем все литературы мира, и скрыто-религиозный
характер.
Увлечение Гегелем носило
характер религиозного увлечения, и от гегелевской философии ждали даже разрешения судеб православной церкви.
Религиозный анархизм у Достоевского носит особый
характер и имеет иное обоснование, чем у Л. Толстого, и идет в большую глубину, для него проблема свободы духа имеет центральное значение, которого она не имеет у Л. Толстого.
Вопросы о творчестве, о культуре, о задачах искусства, об устройстве обществ, о любви и т. п. приобретали
характер вопросов
религиозных.
Своеобразный анархический элемент можно открыть во всех социальных течениях русского XIX в., и
религиозных и антирелигиозных, у великих русских писателей, в самом складе русского
характера, совсем не устроительном.
Этот трудовой
характер развития и нейтральный
характер очеловечения очень важно понять для
религиозного осмысливания истории.
И ложная антропология западного католичества, и полное отсутствие антропологии в восточном православии одинаково свидетельствуют о неполном и одностороннем
характере христианства в истории, о неизбежности раскрытия полной
религиозной антропологии,
религиозного учения о человеке и человечестве, не языческого и не ветхозаветного.
Религиозные догматы и
религиозные таинства приобретают в теософии исключительно гностический
характер.
Мать его, вероятно, несколько жадная по
характеру дама, не удержалась, вся вспыхнула и дала сыну такого щелчка по голове, что ребенок заревел на всю залу, и его принуждены были увести в дальние комнаты и успокоивать там конфектами; другая, старая уже мать, очень рассердилась тоже: дочь ее, весьма невинное, хоть и глупое, как видно это было по глазам, существо, выиграла из библиотеки Николя «Девственницу» [«Девственница» («La pucelle») — знаменитая поэма Вольтера, имевшая целью освободить образ Жанны д'Арк от
религиозной идеализации.]
Он сумеет придать им этот
характер нравственной пользы, этот
религиозный дух, который возвысит и очистит человека, вместо того чтобы развратить его и погрузить в мир материальный, без будущности и без совершенствования».
Может быть, даже и влияние, ему самому незаметное католицизма, хотя не нарушая форм православия, дает этот странный
характер его
религиозному направлению, которое, наконец, овладело им до такой степени, что художник исчезает.
Лабзин Александр Федорович (1766–1825) — видный масон-мартинист, автор многих сочинений мистического
характера; издавал в 1806 и 1817–1818 гг.
религиозный журнал «Сионский вестник», в 1800 г. основал масонскую ложу «Умирающий сфинкс».].
И действительно — общества трезвости в западных губерниях имели
характер религиозный…
Они служили убежищем, «не хотевшим новины Никоновы приняти», но с течением времени, по мере того как
религиозный фанатизм ослабевал в среде раскольников, скиты теряли первоначальный
характер, превращаясь в рабочие общины с артельным хозяйством.
Двоякою природой
религиозной веры — с одной стороны, ее интимно-индивидуальным
характером, в силу которого она может быть пережита лишь в глубочайших недрах личного опыта, и, с другой стороны, пламенным ее стремлением к сверхличной кафоличности — установляется двойственное отношение и к
религиозной эмпирии, к исторически-конкретным формам религиозности.
Этот личный
характер Божества свойствен не только иудеохристианству, но и языческому политеизму, — печать своеобразной подлинности его
религиозного опыта.
Отсюда проистекает неизбежная множественность языческих религий, а также национальный
характер, существенно им присущий и сближающий их с народным языком, фольклором, разными видами народного творчества (этому не противоречит факт
религиозного синкретизма, как явление позднее упадочное и производное).
И логическое место Божества в системе определяется общим
характером данного философского учения: сравните с этой точки зрения хотя бы систему Аристотеля с его учением о божественной первопричине — перводвигателе, с не менее
религиозной по общему своему устремлению системой Спинозы, или сравните Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля в их учениях о Боге.
Она определяет ту его внешнюю границу, за которую невозможно отклоняться, но она отнюдь не адекватна догмату, не исчерпывает его содержания, и прежде всего потому, что всякая догматическая формула, как уже сказано, есть лишь логическая схема, чертеж целостного
религиозного переживания, несовершенный его перевод на язык понятий, а затем еще и потому, что, возникая обычно по поводу ереси, — «разделения» (αϊρεσις — разделение), она преследует по преимуществу цели критические и потому имеет иногда даже отрицательный
характер: «неслиянно и нераздельно», «одно Божество и три ипостаси», «единица в троице и троица в единице».
Потому-то «чистая» философия, притязающая на решающий голос и в вопросах
религиозного сознания, столь естественно приходит к отрицанию ипостасности Божества, видя в ней лишь недозволительный антропоморфизм или психологизм (наиболее воинствующими здесь являются представители «философии бессознательного» — Гартман и Древе [Вот какими аргументами возражает Древе против личного
характера Божества: «Индивидом дух называется в· конечной своей ограниченности и определимости материальным организмом…
Аскетическая ориентация, о которой говорилось выше, не способна утолить этой
религиозной жажды и боли, ибо имеет только отрицательный
характер.
Она имеет бесконечную глубину, свойственную
религиозному символу, а ее словесная плоть, сохраняя свой собственный
характер, становится вместе с тем и священным иероглифом, прозрачным лишь для просветленного ока.
Моральная теология Канта есть именно тот дурной антропоморфизм или психологизм в религии, которому им якобы объявляется война, ибо тварное и человеческое выдается здесь за божественное, причем этот воинствующий психологизм принимает явно враждебный религии
характер, как это достаточно ярко обнаруживается и в
религиозных трактатах Канта, а особенно Фихте (периода Atheismusstreit).
Если эти идеи в марксизме приняли идейно убогий и отталкивающе вульгарный
характер, то у Федорова они получили благородство и красоту благодаря высркому
религиозному пафосу его учения.
Близость Канта с Шлейермахером определяется тем, что и Кант
религиозному (т. е. у него моральному) чувству стремится придать алогический или, на его языке, «практический»
характер.
Таким образом устраняется кажущееся противоречие между личным
характером религиозного опыта, устраняющим извне принудительно данную догматику (ибо догматика не геометрия), и объективной системой догматов, в которой выражается сверхличное (и как будто безличное), кафолическое, сознание церкви.
Однако теургический
характер присущ был, — но, конечно, лишь в известной степени, — и ветхозаветному богослужению, поскольку ветхозаветная церковь неразрывно связана с христианством и полна символов и прообразов боговоплощения; не чужд он даже и языческому культу в той мере, в какой и язычеству вообще доступно боговедение и благодать Божия, насколько его мистериям и богослужению свойственна была
религиозная подлинность.
Объективный, кафолический
характер религиозного переживания, отличающий его от музыки одних лишь настроений, от субъективности с ее психологизмом, именно и требует догматической кристаллизации.
Откровение Ветхого Завета имеет предварительный и предуготовительный
характер и преследует определенную цель: здесь намеренно суживаются
религиозные горизонты, даже сравнительно с язычеством.
Эта радость носила
характер глубоки
религиозный.
Родовому процессу, принадлежащему непросветленной природе и не знающему личности, придается
характер высшего
религиозного и нравственного принципа.
Совершенно так же это носит социальный
характер, и социальная обыденность, консервативная или революционная,
религиозная или антирелигиозная, одинаково перерождает человеческую психику и пользуется в своих интересах подсознательными инстинктами людей.
Но и страх, принявший
религиозный и нравственный
характер, никогда не есть движение вверх, в высоту, к Богу, а всегда есть прикованность к низинам, к обыденности.
Для убедительности же своего восхваления всего Шекспира они составляли эстетические теории, но которым выходило, что определенное
религиозное мировоззрение совсем не нужно для произведения искусства вообще и драмы в особенности, что для внутреннего содержания драмы совершенно достаточно изображение страстей и
характеров людских, что не только не нужно
религиозное освещение изображаемого, но искусство должно быть объективно, то есть изображать события совершенно независимо от оценки доброго и злого.
Так как критерии ортодоксии и ереси носят по преимуществу социальный
характер и связаны с господством
религиозного коллектива над личностью, то эти критерии с трудом применимы к мистике.
Выявляются
религиозные пределы русской революционности, неполитический
характер русских революционеров.
И в самой России это движение к
религиозной жизни не носит корыстного
характера, не связано с реставрационными планами и жаждой вернуть себе утерянные блага жизни.
Эта эгалитарная страсть переживается в России с
религиозным пафосом и носит
характер демонической одержимости, направленной на истребление всех качеств бытия, всех различий, всех возвышений.
Нелепо и нечестиво чудеса жизни
религиозной переносить на жизнь политическую и социальную, придавая относительному абсолютный
характер.